Отличия от традиционных подходов

Некоторые отличия между Монтессори и традиционным методом обучения.

Монтессори-метод Традиционный метод
  Акцент в обучении
 Делается опора на познавательную структуру и социальное развитие.  Делается опора на заучивание знаний и социальное развитие.
  Роль педагога
 Ненавязчивая роль педагога; ребенок – активный участник собственного учения.  Педагог – активен, доминирует; ребенок – пассивный участник.
 Дети формируют понятия самостоятельно с помощью самообучающих материалов.  Понятия даются ребенку учителем.
  Дисциплина
 Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины.  Педагог действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины.
  Самостоятельность
 Много внимания для обучения уходу за собой и своим окружением.  Мало внимания навыкам самообслуживания.
Отношение к ошибкам
Дети определяют собственные ошибки через обратную связь с материалом. Педагог указывает на ошибки.
Свобода
Дети выбирают себе работу, исходя из собственных дарований, интересов и способностей. Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов.
Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо. Ребенку дается определенное время для работы.
Дети устанавливают свой собственный темп работы для усвоения информации. Темп усвоения материала определяется нормами или педагогом, согласно учебному плану.
Ребенок работает там, где ему удобно, двигается и общается (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию. Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть во время групповой работы.
Материал
Материал, развивающий ощущения и восприятие, дающий возможность для практического манипулирования. Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий.
Социализация
Дети могут свободно общаться во время занятий, помогать друг другу, обсуждать работу. Приобретают опыт общения с разными возрастными категориями: помощь младшим, ориентир на старшего. Все материалы в одном экземпляре, поэтому дети учатся ждать. Делиться, уважать труд другого. Учитель не устраивает соревнований, не сравнивает детей Дети общаются в основном на переменах, во время уроков им запрещено разговаривать. Одновозрастные классы не дают опыта помощи младшим, ориентира на старшего. Материалы выдаются по количеству детей ждать и делиться не приходиться. Учитель подталкивает детей к соперничеству, соревнованиям; сравнивает детей.