Отличия от традиционных подходов
Некоторые отличия между Монтессори и традиционным методом обучения.
Детский центр по методу Марии Монтессори
Некоторые отличия между Монтессори и традиционным методом обучения.
Монтессори-метод | Традиционный метод |
Акцент в обучении | |
Делается опора на познавательную структуру и социальное развитие. | Делается опора на заучивание знаний и социальное развитие. |
Роль педагога | |
Ненавязчивая роль педагога; ребенок – активный участник собственного учения. | Педагог – активен, доминирует; ребенок – пассивный участник. |
Дети формируют понятия самостоятельно с помощью самообучающих материалов. | Понятия даются ребенку учителем. |
Дисциплина | |
Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины. | Педагог действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины. |
Самостоятельность | |
Много внимания для обучения уходу за собой и своим окружением. | Мало внимания навыкам самообслуживания. |
Отношение к ошибкам | |
Дети определяют собственные ошибки через обратную связь с материалом. | Педагог указывает на ошибки. |
Свобода | |
Дети выбирают себе работу, исходя из собственных дарований, интересов и способностей. | Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов. |
Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо. | Ребенку дается определенное время для работы. |
Дети устанавливают свой собственный темп работы для усвоения информации. | Темп усвоения материала определяется нормами или педагогом, согласно учебному плану. |
Ребенок работает там, где ему удобно, двигается и общается (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию. | Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть во время групповой работы. |
Материал | |
Материал, развивающий ощущения и восприятие, дающий возможность для практического манипулирования. | Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий. |
Социализация | |
Дети могут свободно общаться во время занятий, помогать друг другу, обсуждать работу. Приобретают опыт общения с разными возрастными категориями: помощь младшим, ориентир на старшего. Все материалы в одном экземпляре, поэтому дети учатся ждать. Делиться, уважать труд другого. Учитель не устраивает соревнований, не сравнивает детей | Дети общаются в основном на переменах, во время уроков им запрещено разговаривать. Одновозрастные классы не дают опыта помощи младшим, ориентира на старшего. Материалы выдаются по количеству детей ждать и делиться не приходиться. Учитель подталкивает детей к соперничеству, соревнованиям; сравнивает детей. |