Группы от 3-х до 7-ти лет
см. Распорядок дня группы 3-7 >>
В классической Монтессори-педагогике в группе 3–7 выделяют следующие зоны:
Зона упражнений практической жизни
Обычно дети с 2 до 4 лет наибольшее количество времени проводят именно в этой зоне. Ребёнок, в это время находящийся в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни.
Большая часть материалов происходит из повседневных домашних дел и постепенно даёт возможность ребёнку применять сложные движения в занятиях дома, в семье, в социальной группе: готовить завтрак, самостоятельно одеваться и раздеваться и т. п.
Материалы зоны практической жизни, в свою очередь, делятся на упражнения:
- в уходе за собой (приготовление еды, уборка, одевание);
- в заботе об окружающей среде (уборка, уход за растениями и животными);
- в особых формах движения (ходьба по линии, упражнения в тишине, умения двигаться плавно и бесшумно);
- в социальных навыках (приветствия, манеры, общение).
Зона сенсорного развития
Сенсорные материалы развивают органы чувств ребёнка. Так как в каждом материале выделяется только один признак, материалы учат ребёнка концентрироваться на нём, изолируя другие органы чувств (например, закрывать глаза, слушая музыку). Материалы развивают мелкую моторику и подготавливают ребёнка к изучению математики и многих других предметов: музыки, рисования, ботаники, географии.
Материалы сенсорной зоны:
- для определения размера (блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги);
- для различения цвета (цветные таблички);
- для развития тактильного чувства (шершавые таблички, ткани);
- для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки);
- для развития стереогностического чувства (геометрические тела, волшебный мешочек, сортировка);
- для развития обоняния;
- для развития вкуса.
Зона математики
Математические материалы построены в тесной связи с материалами сенсорной зоны и учитывают сенсомоторные потребности ребёнка. Это значит, что большинство материалов (особенно на начальном этапе) предполагают работу с конкретным (а не, как обычно, абстрактным) материалом. Это очень упрощает понимание ребёнком математики и даёт возможность даже маленьким детям решать довольно сложные задачи.
Материалы зоны математики:
- для счёта в пределах 10 (штанги, веретена, чипсы);
- для знакомства с десятичной системой («золотой» материал);
- для счёта до 100 (бусины, доски Сегана, цветные цепочки);
- для знакомства с арифметическими действиями (марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления);
- для знакомства с дробями;
- для знакомства с основами геометрии (геометрический комод, конструктивные треугольники).
Зона родного языка
Зона родного языка также строится на тактильных материалах. Возможность трогать материалы помогает ребёнку быстрее и проще подготовиться к обучению письму и чтению.
Зона родного языка включает в себя материалы:
- на расширение словарного запаса (коробочки и карточки, изображающие предметы);
- для обучения письму (рамки для штриховки, шероховатые буквы, подвижный алфавит);
- для обучения чтению (коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки).
Зона космического воспитания
Космическом воспитанием в Монтессори-педагогике называют раздел, содержащий знания об окружающем мире. Все занятия строятся от конкретного к абстрактному. Обычно детям дают наглядную демонстрацию каких-либо явлений и предлагают самому сделать заключение. Работа ведётся как в группе на кругах, так и самим ребёнком с различными материалами или литературой.
Зона космического воспитания включает:
- представление о географии (континенты, ландшафты, природные зоны, солнечная система);
- представление о зоологии (классификация животных, среда обитания);
- о ботанике (классификация, среда обитания растений);
- представление об истории (линии времени, календари);
- представление о науке (четыре стихии, эксперименты).