Группы от 3-х до 7-ти лет

см. Распорядок дня группы 3-7 >>

В классической Монтессори-педагогике в группе 3–7 выделяют следующие зоны:

Зона упражнений практической жизни

Обычно дети с 2 до 4 лет наибольшее количество времени проводят именно в этой зоне. Ребёнок, в это время находящийся в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни.

Большая часть материалов происходит из повседневных домашних дел и постепенно даёт возможность ребёнку применять сложные движения в занятиях дома, в семье, в социальной группе: готовить завтрак, самостоятельно одеваться и раздеваться и т. п.

Материалы зоны практической жизни, в свою очередь, делятся на упражнения:

  • в уходе за собой (приготовление еды, уборка, одевание);
  • в заботе об окружающей среде (уборка, уход за растениями и животными);
  • в особых формах движения (ходьба по линии, упражнения в тишине, умения двигаться плавно и бесшумно);
  • в социальных навыках (приветствия, манеры, общение).

Зона сенсорного развития

Сенсорные материалы развивают органы чувств ребёнка. Так как в каждом материале выделяется только один признак, материалы учат ребёнка концентрироваться на нём, изолируя другие органы чувств (например, закрывать глаза, слушая музыку). Материалы развивают мелкую моторику и подготавливают ребёнка к изучению математики и многих других предметов: музыки, рисования, ботаники, географии.

Материалы сенсорной зоны:

  • для определения размера (блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги);
  • для различения цвета (цветные таблички);
  • для развития тактильного чувства (шершавые таблички, ткани);
  • для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки);
  • для развития стереогностического чувства (геометрические тела, волшебный мешочек, сортировка);
  • для развития обоняния;
  • для развития вкуса.

Зона математики

Математические материалы построены в тесной связи с материалами сенсорной зоны и учитывают сенсомоторные потребности ребёнка. Это значит, что большинство материалов (особенно на начальном этапе) предполагают работу с конкретным (а не, как обычно, абстрактным) материалом. Это очень упрощает понимание ребёнком математики и даёт возможность даже маленьким детям решать довольно сложные задачи.

Материалы зоны математики:

  • для счёта в пределах 10 (штанги, веретена, чипсы);
  • для знакомства с десятичной системой («золотой» материал);
  • для счёта до 100 (бусины, доски Сегана, цветные цепочки);
  • для знакомства с арифметическими действиями (марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления);
  • для знакомства с дробями;
  • для знакомства с основами геометрии (геометрический комод, конструктивные треугольники).

Зона родного языка

Зона родного языка также строится на тактильных материалах. Возможность трогать материалы помогает ребёнку быстрее и проще подготовиться к обучению письму и чтению.

Зона родного языка включает в себя материалы:

  • на расширение словарного запаса (коробочки и карточки, изображающие предметы);
  • для обучения письму (рамки для штриховки, шероховатые буквы, подвижный алфавит);
  • для обучения чтению (коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки).

Зона космического воспитания

Космическом воспитанием в Монтессори-педагогике называют раздел, содержащий знания об окружающем мире. Все занятия строятся от конкретного к абстрактному. Обычно детям дают наглядную демонстрацию каких-либо явлений и предлагают самому сделать заключение. Работа ведётся как в группе на кругах, так и самим ребёнком с различными материалами или литературой.

Зона космического воспитания включает:

  • представление о географии (континенты, ландшафты, природные зоны, солнечная система);
  • представление о зоологии (классификация животных, среда обитания);
  • о ботанике (классификация, среда обитания растений);
  • представление об истории (линии времени, календари);
  • представление о науке (четыре стихии, эксперименты).