Суть метода Монтессори — это свободная работа детей в подготовленной среде при взаимодействии с педагогом.
Подготовленная среда — это предметно-пространственная среда, созданная педагогом, с расположенными в ней открытом доступе разнообразными, привлекательными и интересными для детей материалами. Подготовленная среда — условие обучения и развития детей — позволяет каждому ребенку развиваться в индивидуальном темпе. Задача педагога, прежде всего, предоставить в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ним обращаться. Такой показ называется презентацией материала. Ребенок работает с материалом сначала по показанному образцу, а затем выполняет различные упражнения, в том числе и придуманные самим. Программа обучения включает следующие разделы: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму, чтению, элементарных математических и геометрических представлений, а так же раздел космическое воспитание — знакомство с окружающим миром и человеческой культуре.
И педагоги для такого образования нужны совсем другие. Такие, которые могут понять и принять индивидуальность ребенка. Которым хватает терпения не натаскивать детей, а кропотливо выращивать их личность. Кому хватает мудрости за шалостями и баловством ребенка увидеть его истинную потребность в развитии и деликатно помочь. Кто сам готов постоянно учиться, развиваться, совершенствоваться, чтобы не отстать от наших детей.
Педагог, в первую очередь, является заинтересованным наблюдателем индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка. Он показывает правильный способ работы с теми материалами, которые выбирает сам малыш. Он тщательно отслеживает продвижение каждого ребенка и фиксирует его работу с материалом. Он специально обучен различать сензитивные (наиболее чувствительные) периоды ребенка. Иногда он переключает на что-то другое ребенка, который выбрал материал, к которому еще не готов; а иногда, наоборот, должен подбодрить ребенка, который не решается взять новое. Если ребенок делает ошибку, учитель по возможности не вмешивается, позволяя ребенку обнаружить ее самостоятельно путем дальнейшей работы с материалом, имеющим, как правило, возможности самоконтроля ошибок. Такая работа основана на принципе Монтессори, где ребенок обучается через упражнения и приобретение собственного опыта.
Поскольку ребенок работает с материалом индивидуально, в Монтессори-педагогике нет и не может быть соревнования между детьми. Для ребенка важен прогресс в его собственной работе, и достижения одного ребенка не сравниваются с достижениями другого. Монтессори была уверена, что соревнование допустимо только после того, как ребенок достигнет уверенности в своих базовых умениях и навыках. М.Монтессори писала:
«Никогда не позволяйте ребенку потерпеть неудачу»
Использование индивидуальных материалов позволяет каждому ребенку развиваться в своем темпе. Поэтому в группе могут одновременно обучаться дети с разными способностями. Младший или медлительный ребенок может много дней заниматься одним и тем же материалом, не тормозя при этом продвижение остальных детей. В то же время более способный ребенок может гораздо быстрее переходить от одной учебной задачи к следующей, от одного материала к другому. При этом он избавлен от необходимости скучать, дожидаясь, пока все остальные сумеют разобраться в этом материале. Ребенок с высокими способностями постоянно побуждается к дальнейшему продвижению большим разнообразием материалов и возможных видов работы с ними.
То, что дети развиваются в разном темпе, и их готовность к обучению значительно отличается даже в одном и том же возрасте — факт общеизвестный. Поскольку интерес к занятиям поддерживается постоянно, и учебные материалы находятся под рукой в любое время, многие дети начинают читать и писать намного раньше своих сверстников. Как бы то ни было, раннее обучение не является целью Монтессори-образования. Идеалом является естественное, радостное обучение и развитие в нужный для каждого ребенка период, в соответствии с его индивидуальными особенностями. М.Монтессори писала:
«Мы не способны создавать гениев, мы можем только дать каждому ребенку шанс реализовать свои потенциальные способности стать независимой, уверенной, уравновешенной личностью».